Как себя мотивировать?
Я сделал это! Теперь я с чистой совестью могу писать пост о самомотивации, потому что я переверстал тему на HTML5, активно участвую в конкурсе «Пощупай пингвина» с конкурсным постом «Тернистый путь оптимизатора». Стал более плотно заниматься основным проектом, и почти закончил работу над новой версией плагина для WordPress Антиплагиат. Стал больше времени проводить с дочкой. Интересно узнать, где я взял столько свободного времени?
Награда за результат
Мотивация — это побуждение к действию. Она бывает как внутренняя, так и внешняя. Когда работодатель награждает тебя денежной премией, поездкой в теплые края в отпуск или просто особо выделив тебя на собрании, то это внешняя мотивация. Другой вопрос, если ты сам себя награждаешь, либо твои действия приносят долгожданный результат — это внутренняя мотивация. Чужой успех может также мотивировать на новые свершения.
Без мотива все, что ты делаешь, выглядит бессмысленным. Но как же придать своим действиям смысл? Как побудить самого себя к действию? На эти вопросы мы и попытаемся сегодня ответить на моем личном примере.
Пять меньше одного
Самое сложное для меня — это разбить одну большую задачу на несколько маленьких и простых. А это необходимо делать, потому что заставить себя сделать сайт ресторана с нуля очень сложно. Но гораздо проще разбить эту задачу на несколько мелких: на нарезку картинок из макета, на верстку HTML, верстку шаблона с привязкой к CMS, наполнение контентом.
Но даже разбив на, казалось бы, мелкие детали, задача остается большой. Нарезать надо 3-5 макетов. Сверстать в HTML 3-5 типов страниц. Сделать шаблон опять же 3-5 типов страниц. Наполнить контентом множество разделов. Поэтому даже эти мелкие задачи нужно разбить на подзадачи. И только потом начать планировать. Например: «Понедельник — нарезаю макет главной страницы. Вторник — верстаю главную страницу в HTML. Среда — сверяю с заказчиком, если все верно, привязываю к CMS». И так далее, пока сайт не будет готов.
Вы заметили, что задачи перемешиваются, насколько это возможно? Верстать нужно не сразу все страницы, а по одной. Это не даст нам включить автоматический режим выполнения задач, и уставать мы будем меньше. Кто-то может сказать, что автоматизм это хорошо, но помните, что нам нужно не промышленное создание сайтов. Для этих процессов можно написать программу. Нам нужен индивидуальный подход к каждой отдельной задачи. Таким образом, мы сможем делать работу быстро и очень качественно, максимально вкладываясь в каждую из них, и при этом, практически не уставая.
Планировать крупные задачи не имеет смысла, потому что они будут неизбежно откладываться. Но если разбить одну крупную на множество мелких и распланировать, то работа протекает гораздо эффективнее.
Мозговой Cron
С постановкой задач разобрались. Теперь нужно все запланировать. Какие же методы существуют для планирования?
Можно записать на листочках все свои дела и планы, можно использовать стикеры, можно использовать специальные программы, которые не дают отвлечься и периодически напоминают об этом. Есть еще и Web-сервисы, которые даже можно синхронизировать с телефоном и компьютером.
Начнем разбирать все эти методы по порядку, в поисках самого приемлемого способа самонапоминания.
Листочки, которые так любят бухгалтеры старой закалки, для нас не подходят, так как непременно будут потеряны. К тому же задач у нас явно больше, чем сдать квартальный отчет и подготовить документы в налоговую, поэтому стикеры тоже будут отвлекать от конкретной задачи, которую мы выполняем прямо сейчас. Не нужно думать о том, как много еще нужно сделать. Нужно думать только о конкретной задаче.
Остановимся конкретнее на программах и web-сервисах. Существует множество программ, которые может использовать в повседневной жизни каждый человек, однако для каждой программы важна синхронизация со всеми устройствами. Типичный пример: у меня есть телефон, который всегда со мной, и в него я пишу повседневные задачи. Есть ноутбук, которым пользуюсь почти каждый день, поэтому не всегда напоминания в ноутбуке будут прочитаны. Компьютер у меня включен всегда, однако используется он в основном, как медиацентр и графическая платформа для рисования и обработки фотографий. Поэтому здесь напоминания практически не нужны.
Первое, что приходит в голову, это разбить задачи по типам и писать их в разные устройства. Например, повседневные задачи и список покупок записывать в смартфон, рабочие дела и задачи — в ноутбук, а семейные и прочее — на стационарный компьютер. Однако это неудобно по той простой причине, что задачи могут накладываться друг на друга и в итоге важная задача может быть просрочена. Для того, чтобы решить эту проблему, лучше всего иметь список своих дел всегда под рукой во всех устройствах.
На помощь в этом нелегком деле приходят web-сервисы. Я выделил для себя Google Календарь, так как он совместим со всеми устройствами и платформами, и его данные можно всегда импортировать в любую другую программу или даже вывести на сайте, чтобы заказчики могли оценить степень моей загруженности. Для управления приватностью там есть достаточно тонкие настройки, поэтому можно выводить только занятые часы без подробностей задачи.
Кроме того, Google Календарь работает по умолчанию со всеми мобильными устройствами, начиная от старых Nokia и заканчивая современными Android смартфонами и iPhone/iPad. Что очень удобно, можно получать напоминания о событиях не только на почту, но и в виде sms на любой номер телефона. Поэтому важная встреча не будет пропущена, а работа, которую запланировал на выходные, все равно напомнит о себе.
Стоит отметить, что для web-студии или просто для людей, которые совместно участвуют в разработке одного проекта, очень удобно использовать корпоративный аккаунт в Google, что позволит иметь исключительно корпоративный доступ к календарям, документам и облачному пространству. Управление доступом для сотрудников также станет намного легче. При пополнении в команде, просто заводите новый аккаунт от имени администратора, а при прекращении сотрудничества, нужно будет просто завести новый аккаунт на Google Apps.
Вообще, все сервисы Google продуманы для совместной работы, стоит только умело их сочетать. Например, в календарь можно прикрепить документ, а к документу письмо, и управление доступом ко всем документам превращается всего в лишь в выставлении прав для аккаунтов. Таким образом каждый у себя в аккаунте увидит только необходимый ему данные. Посторонних отвлекающих от работы файлов и документов разработчик не увидит, в то время, как бухгалтерия и отдел продаж могут активно обмениваться счетами, фактурами и актами, без вмешательства в программную документацию.
Проекты
Очень удобно вести учет своего времени непосредственно по проектам. Таким образом очень удобно подсчитывать его стоимость, исходя из потраченных человеко/часов и их стоимости. Чтобы поправки клиентов не потерялись, или чтобы не забыть о дедлайне, необходимо не просто записать это в календарь, но и дать какие-либо сроки. Для этого существует множество менеджеров проектов. Я остановился на Teamer. При совместной работе над проектом можно распределить время и задачи между разработчиками, и даже предоставить доступ для заказчика, который сможет прямо в реальном времени наблюдать за разработкой программы или сайта, писать свои пожелания по каждой функции, добавлять поправки и комментировать каждое ваше действие по проекту.
Помните только, что не каждому заказчику стоит предоставлять доступ к менеджеру проектов, и стоит напомнить, что первоначальное утвержденное ТЗ, на которое была составлена смета, будет закреплено и утверждено в виде отдельных заданий, а все дополнительные работы оплачиваются отдельно. А то бывали случаи…
Как итог
Если вы работаете один, то вам нужно поддерживать собственную работоспособность, что намного сложнее, чем при работе в команде. Самого себя даже сложно мотивировать вносить данные в календарь. Поэтому самое главное, что вы должны помнить — ваш труд будет вознагражден. И даже не деньгами, а тем грузом, который упадет с ваших плеч. Обязательства будут сняты, а проект сдан в срок, что принесет вам еще больше заказов, денег и удовольствия от проделанной работы.
Если вы не можете себя мотивировать, то стоит подумать о работе в команде таких же как и вы специалистов. И для этого совсем не обязательно снимать дорогой офис. Можно работать в кафе, в которых есть доступ к интернету или дома друг у друга. Если же вы нашли удаленного коллегу, то болтайте не в аське или скайпе, а непременно в teamer, или любом другом менеджере проектов. Это поможет снизить пустую болтовню и повысить общую работоспособность.
И, конечно же, перестаньте проверять личную почту, вести твиттер, убивать время в социальных сетях или за просмотрами роликов или прикольных картинок. Для этого есть нерабочее время. В рабочее же время нужно работать. Из личного опыта: бывали дни, когда работа коллектива из 5 человек была потеряна в течение нескольких дней, потому что один из пяти нашел ссылку в твиттере на прикольную картинку с паблика вконтакте, и последующие несколько дней, все вместе читали посты из этого паблика и соседних, что парализовало работу на полтора дня.